Некоммерческая организация "Некоммерческое партнерство "Лига ломбардов"

НОВОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ

Вокруг закона о ломбардах.

        Проект Федерального закона "О ломбардной деятельности", внесенный в Государственную Думу 30 августа 2006 г., несколько раз корректировался (в качестве рабочих версий) и, по видимому, будет вноситься в существенно измененной редакции и под новым названием: Федеральный закон "О ломбардах". Считаем своевременным кратко прокомментировать ситуацию с законопроектом в целом и его последнюю рабочую версию в особенности.
        Законопроект с самого начала вызвал серьезную критику, пожалуй, большинства ломбардов, как и большинства участников Лиги ломбардов. Поэтому Лига практически с момента внесения законопроекта в Государственную Думу принимала все допустимые законодательством меры для внесения в него серьёзных корректив.
        В свою очередь, руководство другого профессионального объединения ломбардов - МАЛ "последовательно" одобряло три совершенно разных версии законопроекта. Сначала - собственный "подретушированный" вариант официального текста, сохраняющий основную часть его недостатков, затем - новую рабочую версию, представленную депутатом К.Б. Шипуновым, и 20 марта 2007 г. - уже другую версию, якобы одобренную всей рабочей группой по доработке законопроекта. Причём, две последние версии были одобрены МАЛ "в целом" (или "полностью"), хотя наличие в них недостатков было совершенно очевидно. Этот "одобрямс" сопровождался ссылками на некий "баланс интересов"
        К чести инициаторов законопроекта он постепенно изменялся в лучшую сторону (особенно к последней редакции) - многие наши замечания уже учтены. Исчезло определение ломбарда, как финансовой организации. "Восстановлено" право ломбардов принимать вещи на хранение. Исключена "убийственная" норма о письмах "несчастья" и нелепость о реализации невостребованного имущества (РНИ) "путем розничной продажи" (каковой не может быть "по определению"). Предусмотрена возможность РНИ без исполнительной надписи нотариуса* и даже появилось упоминание про РНИ путем торгов. Проведена технико-юридическая "чистка" законопроекта. Есть и другие позитивные подвижки.
        Однако, к сожалению, и последнюю версию законопроекта нельзя признать приемлемой в части целого ряда концептуальных вопросов. К ним относится, например, положение о прекращение договора в случае выемки. Эта, пожалуй, противоречащая даже Конституции РФ, норма не пойдет на пользу ни цивилизованному ломбарду, ни добросовестному залогодателю, ни государству, зато широко открывает ворота для мошенничества.
        В число обязательств залогодателя (он, почему-то, в законопроекте называется заемщиком) не включена неустойка, т.е. исключена общепринятая норма об ответственности сторон договора. Не вдаваясь в "бухгалтерские" подробности, отметим, что результат отсутствия у ломбарда права на взимание неустойки может оказаться печальным для всех ломбардов. Ведь в соответствии со статьей 328 НК РФ, ломбард, взимающий после установленной даты выкупа "проценты", а не неустойку, должен будет исчислять доход (проценты) по "невыкупам" аж до момента РНИ, т.е. придется платить налог на прибыль с учетом начисленного дохода, который ломбард не получит вообще (в случае неустойки такой проблемы нет). Да и взимание повышенных процентов после истечения срока выкупа тоже не предусмотрено законопроектом.
        Перечень очевидных недостатков последней версии законопроекта вышеперечисленным не ограничивается и представляется "балансом ущемления интересов всех сторон".
        Таким образом, хотя последние версии законопроекта качественнее предыдущих, он требует серьёзной доработки.
        Слишком серьёзные будут последствия принятия закона в существующем виде, кстати и для большинства тех, кто даже высказался "за". Возникает вопрос - почему допущены столь серьёзные недоработки, ведь инициаторы проекта - уважаемые и высокопрофессиональные специалисты?
        Исключим самые "нехорошие" предположения, хотя некоторые странные совпадения дают основания для них. Рискнём указать главную причину - не учтены особенности (тонкости, нюансы) теории и практики ломбардного бизнеса. Но законодатели и не должны их знать, поэтому позволим себе посоветовать уважаемым инициаторам законопроекта выбирать в ломбардном сообществе компетентных и объективных консультантов.
        Впрочем, ситуация с законопроектом не такая уж и плохая. Многого уже удалось добиться** и мы будем продолжать свою последовательную работу. Надеемся убедить инициаторов законопроекта внести в него дополнительные правки ещё до повторного внесения в Госдуму; есть ещё Комитет Госдумы; первое и второе чтения; обязательные заключения, предусмотренные регламентом; Совет Федерации; Президент.
        Надеемся, что всё будет нормально. Жаль только тратить силы на преодоление пиара и "одобрямса", который преподносится как мнение ломбардного сообщества.

О развитии событий Лига ломбардов будет информировать.


* законопроект решает этот вопрос иным путем, чем предлагала Лига, но принципиальных различий с позицией Лиги здесь нет.
**Достаточно сравнить первоначальный и "последний" тексты законопроекта, а также посмотреть замечания и предложения Лиги ломбардов, опубликованные, например, в ЭЖ №50 за декабрь 2006 г.