Вокруг закона о ломбардах.
Проект Федерального закона "О ломбардной деятельности", внесенный
в Государственную Думу 30 августа 2006 г., несколько раз
корректировался (в качестве рабочих версий) и, по видимому, будет
вноситься в существенно измененной редакции и под новым названием:
Федеральный закон "О ломбардах". Считаем своевременным кратко
прокомментировать ситуацию с законопроектом в целом и его последнюю
рабочую версию в особенности.
Законопроект с самого начала вызвал серьезную критику, пожалуй,
большинства ломбардов, как и большинства участников Лиги ломбардов. Поэтому Лига практически с момента внесения законопроекта в Государственную Думу принимала все допустимые законодательством меры для внесения в него серьёзных корректив.
В свою очередь, руководство другого профессионального объединения
ломбардов - МАЛ "последовательно" одобряло три совершенно разных
версии законопроекта. Сначала - собственный "подретушированный"
вариант официального текста, сохраняющий основную часть его
недостатков, затем - новую рабочую версию, представленную
депутатом К.Б. Шипуновым, и 20 марта 2007 г. - уже
другую версию,
якобы одобренную всей рабочей группой по доработке законопроекта.
Причём, две последние версии были одобрены МАЛ "в целом" (или
"полностью"), хотя наличие в них недостатков было совершенно
очевидно. Этот "одобрямс" сопровождался ссылками на некий "баланс
интересов"
К чести инициаторов законопроекта он постепенно изменялся в лучшую
сторону (особенно к последней редакции) - многие наши замечания уже
учтены. Исчезло определение ломбарда, как финансовой организации.
"Восстановлено" право ломбардов принимать вещи на хранение.
Исключена "убийственная" норма о письмах "несчастья" и нелепость
о реализации невостребованного имущества (РНИ) "путем розничной
продажи" (каковой не может быть "по определению"). Предусмотрена
возможность РНИ без исполнительной надписи нотариуса* и даже
появилось упоминание про РНИ путем торгов. Проведена
технико-юридическая "чистка" законопроекта. Есть и другие позитивные
подвижки.
Однако, к сожалению, и последнюю версию законопроекта нельзя
признать приемлемой в части целого ряда концептуальных вопросов. К
ним относится, например, положение о прекращение договора в случае
выемки. Эта, пожалуй, противоречащая даже Конституции РФ, норма не
пойдет на пользу ни цивилизованному ломбарду, ни добросовестному
залогодателю, ни государству, зато
широко открывает ворота для мошенничества.
В число обязательств залогодателя (он, почему-то, в
законопроекте называется заемщиком) не включена неустойка, т.е.
исключена общепринятая норма об ответственности сторон договора.
Не вдаваясь в "бухгалтерские" подробности, отметим, что результат
отсутствия у ломбарда права на взимание неустойки может оказаться
печальным для всех ломбардов. Ведь в соответствии со статьей
328 НК РФ, ломбард, взимающий после установленной даты
выкупа "проценты", а не неустойку, должен будет исчислять
доход (проценты) по "невыкупам" аж до момента РНИ,
т.е. придется платить налог на прибыль с учетом начисленного
дохода, который ломбард не получит вообще (в случае неустойки
такой проблемы нет). Да и взимание повышенных
процентов после истечения срока выкупа тоже не предусмотрено
законопроектом.
Перечень очевидных недостатков последней версии законопроекта
вышеперечисленным не ограничивается и представляется "балансом
ущемления интересов всех сторон".
Таким образом, хотя последние версии законопроекта
качественнее предыдущих, он требует серьёзной доработки.
Слишком серьёзные будут
последствия принятия закона в существующем виде, кстати и для
большинства тех, кто даже высказался "за". Возникает вопрос - почему
допущены столь серьёзные недоработки, ведь инициаторы проекта -
уважаемые и высокопрофессиональные специалисты?
Исключим самые "нехорошие" предположения, хотя некоторые странные
совпадения дают основания для них. Рискнём указать главную
причину - не учтены особенности (тонкости, нюансы) теории и
практики ломбардного бизнеса. Но законодатели и не должны их
знать, поэтому позволим себе посоветовать уважаемым инициаторам
законопроекта выбирать в ломбардном сообществе компетентных и
объективных консультантов.
Впрочем, ситуация с законопроектом не такая уж и плохая. Многого
уже удалось добиться** и мы будем продолжать свою последовательную
работу. Надеемся убедить инициаторов законопроекта внести в него
дополнительные правки ещё до повторного внесения в Госдуму;
есть ещё Комитет Госдумы; первое и второе
чтения; обязательные заключения, предусмотренные регламентом;
Совет Федерации; Президент.
Надеемся, что всё будет нормально.
Жаль только тратить силы на преодоление пиара и "одобрямса",
который преподносится как мнение ломбардного сообщества.
О развитии событий Лига ломбардов будет информировать.
* законопроект решает этот вопрос иным путем, чем предлагала
Лига, но принципиальных различий с позицией Лиги здесь нет.
**Достаточно сравнить первоначальный и "последний" тексты
законопроекта, а
также посмотреть
замечания и предложения Лиги ломбардов, опубликованные, например,
в ЭЖ №50 за декабрь 2006 г.
|