К статье «Оценка или «уценка» (Ювелирное обозрение октябрь 2007 г.) и
реплике МАЛ «После ужина горчица».
После долгого молчания по существу проблем Федерального закона от 19 июля 2007 г.
№ 197-ФЗ «О ломбардах» (поздравления не в счет!) МАЛ опубликовала на своем
сайте реплику, посвященную нашей статье «Оценка или «уценка» (Ювелирное обозрение,
октябрь 2007 г.).
Автор реплики – все тот же представитель очень небольшой группы ломбардов, публично одобрившей
Закон в целом. К сожалению, констатируем, что автором в очередной раз применена Б/Д
аргументация («в огороде Бузина – в Киеве Дядька»).
К примеру:
в своей статье мы никоим образом не покушаемся на базовые положения ст. 5 Закона.
Критике подвергнуто совсем другое – фактическое придание «оценке» вещи в ломбарде
несвойственных ей функций.
Не будем сами полемизировать с отдельными представителями бизнеса, по определенным
причинам не желающими признавать серьезные недостатки Закона. Эти недостатки отмечались
очевидным большинством ломбардного сообщества, включая практически всех участников
конференции Лиги ломбардов (10-12 сентября 2007 г.), а также независимыми экспертами.
Причем с позиции не только ломбардов, а исходя из задачи закона «удовлетворять
многосторонние общественные интересы», как учит нас подписант реплики.
Приведем по затронутому в статье и реплике вопросу мнение независимого
эксперта, к.ю.н., заслуженного экономиста РФ А.Г. Певзнера, опубликованное в
уникальной книге «Комментарий к Федеральному закону
«О ломбардах» [о книге см. здесь]. Цитируем извлечение из Комментария:
«Изменение текста ч.2 ст.13 проекта, принятое Государственное Думой
(Примечание Лиги ломбардов: в момент сдачи материала книги в печать Федеральный закон
от 2 ноября 2007 г. № 249-ФЗ «О внесении изменения в статью 13
Федерального закона «О ломбардах» еще был законопроектом), и направленное казалось бы
на защиту интересов заемщика и поклажедателя, в действительности противоречит Гражданскому
Кодексу и нарушает права как ломбарда, так и заемщика (поклажедателя). В соответствии с
частью 3 ст.350 ГК начальная цена устанавливается соглашением сторон. Если оценку делать,
как предусмотрено ст.5 Закона, в соответствии с установленными в торговле ценами, то торги
проводить бессмысленно, потому что никто не будет предлагать цену выше той, которая уже
существует в торговле (в том числе подержанными вещами)*. Кроме того, тогда ломбарды заведомо
будут пользоваться правом продажи без торгов, т. к. в этом случае можно будет продавать вещь
по любой цене, в том числе и гораздо ниже суммы оценки. Но это, как указывалось выше, не
обеспечивает установления рыночной цены вещи, а значит – может нарушить интересы потребителя
услуг ломбарда. Выставление вещи на торги два раза только увеличивает сумму задолженности
клиента перед ломбардом, т.к. до погашения долга будут начисляться проценты и будет
увеличиваться сумма убытков.
Нарушение требований ст.350 ГК о том, что начальная продажная цена заложенного
имущества должна определяться соглашением сторон, "обосновывается" следующим аргументом.
В п.1 ст.350 ГК указано, что продажа с публичных торгов производится в порядке,
установленном процессуальным законодательством, "если законом не установлен иной порядок". По
утверждению сторонников поправки, проект и устанавливает "иной порядок". Но такой "аргумент"
по меньшей мере неубедителен. Нужно различать процессуальный порядок,
который определяет "как делать", т.е. процедуру проведения торгов, от
норм материального права - вопрос о начальной цене продажи не имеет к порядку
проведения торгов никакого отношения, поэтому ссылка на п.1 ст.350 ГК лишена всяких
оснований. Кроме того, содержание понятия «публичное предложение» примененного в проекте
первой редакции 2.2 ст. 13 Закона, не раскрыто ни в Законе, ни в ГК. Это дает возможность
его самого широкого толкования, в том числе и не в пользу заемщика (поклажедателя), а
также ломбарда».
И еще:
«Однако часть 4 ст.13 Закона содержит и противоречащие нормам ГК положения: на
ломбард возлагается обязанность возвратить заемщику (поклажедателю) "разницу между
суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя
в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает
ее оценки". Изложенная обязанность основана на неправильном определении роли оценки
в отношениях ломбарда c заемщиком или поклажедателем.
Оценка вещи, установленная соглашением сторон при заключении договора, нужна
для определения размера страховой стоимости имущества и, исходя из этого, - размера
страховой премии, для определения размера ответственности ломбарда в случае повреждения
или утраты имущества, для определения стартовой цены при продаже вещи. Но оценка
не может служить основанием для взыскания разницы между оценкой и
вырученной от продажи суммой. Эта норма не только противоречит ГК, но и ущемляет права
залогодателя, провоцируя ломбард на занижение оценки (например, до уровня займа
плюс одна копейка)во избежании убытков при продаже вещи дешевле суммы оценки и
с целью сокращения страховых взносов. При этом уменьшается его ответственность
перед залогодателем за утрату или повреждение вещи. Кроме того, эта норма
провоцирует сговор сторон договора завысить сумму оценки вещи в криминальных
целях, поэтому требуется внесение изменений в Закон и в этой части».
Полагаем, что иные Комментарии по существу затронутого вопроса излишни.
|
Президент |
Унксов М. Е. |
|
НО НП «Лига ломбардов» |
|
|
|
|
|
Исполнительный директор |
Томсон А. Г. |
|
НО НП «Лига ломбардов» |
|
*  Следует учитывать также и изменение цен, в том числе вследствие
сезонного фактора. Так, например, сумма оценки новой шубы, сданной в ломбард зимой и
цена ее возможной реализации летом существенно отличается.
|