Некоммерческая организация "Некоммерческое партнерство "Лига ломбардов"

НОВОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ



Комментарий Лиги ломбардов
к материалу исполнительного директора Региональной ассоциации ломбардов Иркутской области «РегиАл» Дьяченко Г.Н. «Анализ, оценка и выводы по предложениям об изменениях и дополнениях Федерального Закона «О ломбардах», подготовленных НО «НП «Лига ломбардов».


          В размещённом на сайте МАЛ материале, наконец, высказана развёрнутая позиция в отношении известных предложений Лиги ломбардов [см. здесь] о внесении изменений в Закон "О ломбардах" (далее-Предложения), что нас уже порадовало.
          Не можем оставить этот материал г-на Дьяченко Г.Н. (далее-рецензент) без аргументированного комментария.
          1. О предложениях Лиги , которые, по мнению рецензента, якобы «противоречат и не соответствуют гражданскому законодательству».
          1.1 Уважаемый рецензент утверждает, что пункт 5 Предложений Лиги (о штрафе, в случае невыполнения ломбардом обязанности направить уведомление о выемке) неправомерен, поскольку штраф должен иметь договорную правовую природу.
          Рецензент неправ, поскольку в ГК РФ существует статья 332 «Законная неустойка», которая применяется независимо от того, предусмотрена ли обязанность её уплаты соглашением сторон. Кстати, механизм взимания этой неустойки вполне ясен: согласно Предложениям она выплачивается при обращении заёмщика в ломбард.
          Кроме того, рецензент (возможно, не умышленно) неверно «расставил акценты»: суть предложения отнюдь не в том, чтобы «наказать» ломбард на 1000 руб, а в том, чтобы ликвидировать не соответствующую Конституции РФ(ст. 35) норму Закона "О ломбардах" о лишении ломбарда имущественных прав (требования возврата займа) без судебного решения.
          1.2 Рецензент утверждает, что плата за дополнительные услуги, связанные с содержанием и улучшением предмета залога (п. 7 Предложений) не может быть предусмотрен договором займа.
          Рецензент неправ, поскольку часть 3 ст. 421 ГК РФ разрешает заключать «смешанный договор», т. е. договор, содержащий элементы различных договоров. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующей части правила о договорах, элементы которых содержатся в этом договоре. Кстати, договор займа в ломбарде по смыслу части 1 статьи 7 Закона о ломбардах уже является смешанным договором — содержит элементы договоров займа и залога. Если наше соответствующее предложение «пройдёт» - в договоре займа будут присутствовать ещё и элементы договора возмездного оказания услуг, что правомерно.
          1.3.1 Рецензент утверждает, что предложенная Лигой корректировка части 4 статьи 7 Закона (п. 8 Предложений) не имеет правового смысла, поскольку:
          - Закон о ломбардах не устанавливает, что залоговый билет является документом, приравненным к кассовому чеку;
          - Положение о БСО, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №359 (далее-Постановление Правительства РФ №359) предусматривает обособление вопросов бланка БСО от вопросов документов, приравненных к кассовому чеку.
          Рецензент неправ, поскольку:
          - в соответствии со статьёй 2 Федерального Закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» (далее - Закон о ККТ) возможность использования залогового билета взамен кассового чека определяется не законом, регулирующим соответствующие виды деятельности, а условием выдачи БСО по форме, утверждённой в порядке, установленном Правительством РФ. Как известно, Минфин утвердил форму БСО залоговый билет (приказ от 14.01.2008г №3н) в порядке, установленном Правительством.
          - Постановление №359 содержит прямую ссылку на то, что оно принято в соответствии с Законом о ККТ, аналогичную ссылку содержит и пункт 1 утверждённого Постановлением Положения — таким образом оно практически полностью касается вопросов БСО, как замены кассовому чеку.
          И снова неверно расставлен акцент: Лига ломбардов предлагает изменить формулировку части 4 статьи 7 Закона "О ломбардах", чтобы ломбард имел выбор: выдавать утверждённую форму БСО, или использовать любую форму договора займа, выдавая и чек ККТ.
          2. О предложениях Лиги, которые, по мнению рецензента, не требуют корректировки Закона (п. 1 и п. 9 Предложений).
          Рецензент неправ, увязывая предложения Лиги с борьбой с «лжеломбардами». П. 1 Предложений касается тех вполне легальных и сейчас правомерно работающих организаций, для которых выдача займов под залог движимого имущества является неосновной деятельностью, в связи с чем на них не распространяются ограничения и требования, относящиеся только к ломбардам. Такую несправедливость нужно устранять путём корректировки Закона, а не аппелляцией к правоохранительным органам.
          3. По группе Предложений (п. 2,10,11), которые, по мнению рецензента, разрушают концепцию Закона о ломбардах.
          Не будем дискутировать с определениями целей Закона, «нарисованных» рецензентом.
          Но возникает вопрос, на который рецензент ответа, а тем более ответа аргументированного, не дал: какой же из указанных рецензентом прекрасных целей наши Предложения противоречат?
          А вот привести примеры, когда Закон "О ломбардах" не соответствует некоторым из «целей» легко: пункт 1 ст. 4, п. 4 ст. 2, ст. 13 и прочее.
          Кроме описания целей Закона о ломбардах, рецензент говорит о его концепции и утверждает, что принятие Предложений «разрушит» концепцию Закона "О ломбардах". Опять же не будем обсуждать то, что, по мнению рецензента, является концепцией Закона: таково его видение. Отметим три обстоятельства: а) код ОКВЭД никоим образом не определяет правовую сущность деятельности ломбардов; б) код ОКУН никто пока не отменял (даже если этого очень кому-то хочется) и в) согласно Закону "О ломбардах", последний уж точно не является «чисто» финансовой организацией, хотя бы потому, что вправе заключать договор хранения. Кроме того, концепция, что ломбард - это «микробанк» с микровозможностями (т.е. в отличие от банка - без права приёма вкладов и осуществления многих других операций), по меньшей мере, спорна.
          Главное, что нам представляется неверной сама постановка вопроса. Концепция — не священная корова и если концепция ошибочна или, скорее, неправильно прописана, то это - не табу для корректировки Закона. Особенно, если, к примеру, концептуальная защита «слабого» (клиента) превращается в свою противоположность. Тем более, в Закон уже была внесена (в части РНВ с суммой оценки свыше 30 000 руб только на торгах) поправка, которую трудно назвать неконцептуальной.
          4. Три предложения Лиги (п. 3,4,6 ) рецензент считает возможным обсуждать, правда с оговорками.

Резюме.


          1. Материал, подготовленный г-ном Дьяченко Г.Н. - это продвижение вперёд. Раньше официоз «РегиАл», как и «МАЛ», безоговорочно восхвалял Закон о ломбардах и категорически отвергал даже обсуждение целесообразности его корректировки.
          В рассмотренном материале признается, что Закон требует совершенствования, высказывается мнение о возможности обсуждения части Предложений Лиги и даже появляется признание о «чрезмерном дисбалансе прав и обязанностей клиента перед ломбардом».
          2. Однако, г-н Дьяченко Г. Н. не поддержал ни одного из Предложений Лиги и отверг восемь. Печален не этот факт, а то, что, как показано выше, возражения рецензента основаны на неосновательных рассуждениях (аргументах). Кроме того, рецензент, к сожалению, нередко и уклоняется от обсуждения Предложений по существу, пытаясь скрыться за завесой красивых слов.
          Всё это — не способствует движению вперёд.
          И всё же считаем, что лёд тронулся: есть признаки, что консолидированную позицию различных профессиональных объединений выработать, возможно, удастся.
          В заключении о повторяющемся предложении г-на Дьяченко Г.Н. относительно объединённой конференции по вопросам правового регулирования деятельности ломбардов, которая по мнению г-на Дьяченко «могла бы решить разом многие проблемы»:
          Но чудес не бывает. Да и ещё свежа память об «известной» научно-практической конференции, за несколько часов одобрившей «в целом» не самую лучшую редакцию Закона.
          Результативной может быть только конференция, обсуждающая предварительно намеченную консолидированную позицию. Мы — за результативную конференцию, по механизму организаций которой, после достижения общих позиций по корректировке Закона, наверное, будет несложно договориться.

Лига ломбардов.