1. По вопросу уставного капитала ломбарда.
В настоящее время 99% ломбардов России имеют уставный капитал в размере 10 тысяч рублей, что очевидно никоим образом не сказывается ни на качестве и прозрачности их деятельности, ни на защищенности имущества граждан — клиентов ломбардов, поскольку в соответствии с действующим законодательством все имущество, сданное в ломбард, последний обязан застраховать в полной сумме оценки.
Большинство (свыше 90%) ломбардов имеет оборот менее 3 млн. рублей. Трудно представить себе инвестора, готового сформировать уставный капитал в размере 50 млн. рублей, для того, чтобы получать доходы от обращения 1-3 млн. рублей. Таким образом принятие данной нормы означает полную ликвидацию услуг ломбардов на большей части территории России. Исключение могут составить лишь Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города, в которых есть потенциал для работы крупных сетевых структур с оборотами, сопоставимыми с 50 млн. рублей, однако таких ломбардов - менее 1% игроков рынка. Законопроект создан для ломбардов, входящих в этот 1%?
Многими высказывается версия о коррупционности Законопроекта: в связи с невозможностью продолжать бизнес, начнется массовая продажа ломбардов, и заинтересованные структуры будут скупать «по дешевке» объекты, расположенные в самых перспективных местах и наработавшие крупную клиентскую базу. Остальные же ломбарды прекратят свое существование. Особенно тяжелые последствия могут быть в небольших региональных населенных пунктах, не представляющих интереса для крупных структур - там услуги ломбардов будут уничтожены полностью.
Таким образом, в случае принятия Законопроекта будет полностью разрушен сектор бизнеса, прошедший становление в 1993-2003гг., и в течение десятилетия стабильно работающий.
2. По вопросу площади помещений ломбарда.
Норма о необходимости наличия у ломбарда помещений общей площадью не менее 50 кв.м свидетельствует о том, что авторы Законопроекта не учитывают сложившуюся практику деятельности ломбарда. В большинстве ломбардов России единовременно работает один человек. Санитарная норма при работе с компьютером - 6 кв.м. Клиентская зона и другие помещения могут быть общими с другими организациями, занимающими смежные помещения. Ни нормативных, ни технологических препятствий, а также соображений, связанных с безопасностью, по данному вопросу нет.
Поэтому норма о 50 квадратных метрах, якобы необходимых для деятельности ломбарда, представляется надуманной, и ее реализация приведет только к неоправданным расходам ломбарда на аренду (содержание) неиспользуемой площади, что естественно вызовет повышение стоимости услуг ломбарда для граждан.
3. Содержащиеся в Пояснительной записке к Законопроекту положения представляются неубедительными: законопослушность, добросовестность и социальная ответственность обеспечиваются не огромным уставным капиталом и не просторным помещением. Ответственно заявляем, что на рынке услуг ломбардов преобладают именно цивилизованные, то есть обладающие вышеназванными качествами, представители малого бизнеса. Залог тому - не красивые слова, а то, что никто не хочет рисковать надежным бизнесом, в который вложены довольно скромные финансовые ресурсы, но которому отдано много лет труда. Эти люди умеют обеспечить финансовую устойчивость своего бизнеса, но следует учесть, что это касается только их самих: ведь ломбарды работают на собственных, в том числе — заемных, средствах, без привлечения средств граждан. Кроме того, ломбарды не несут финансовых обязательств перед клиентами, максимум, чем рискует гражданин, обращаясь в финансово недостаточно устойчивый ломбард — ему не выдадут займ. Однако он без проблем получит его в другом ломбарде.
Кстати заметим, что данные о каких-либо банкротствах или иных проблемах ломбардов, негативно отразившихся на гражданах, а также подтверждение факта вовлечения в наш бизнес криминальных денег, практически отсутствуют. Тем более, что рынок услуг ломбардов вполне стабилен, и достоверной информации о серьезных нарушениях в деятельности ломбардов нет.
Есть информация о распространении организаций, называющихся ломбардами, но занимающихся отмыванием денег и другими финансовыми махинациями. Но эти криминальные «псевдоломбарды» деятельностью ломбарда обычно не занимаются, и самое главное — всегда найдут деньги и на уставной капитал, и на просторное помещение.
4. Эксперты ломбардного бизнеса, на позитивное мнение которых о Законопроекте дана ссылка в Пояснительной записке к Законопроекту, неизвестны — хотелось бы знать их имена и увидеть их заключение.
Руководители Лиги ломбардов, занимающиеся ломбардным бизнесом более 20 лет, а также обратившиеся в Лигу многочисленные коллеги, убеждены в негативных последствиях принятия вышеуказанных норм Законопроекта (ограничения в отношении учредителей ломбарда возражений не вызывают, однако их эффективность сомнительна).
К сожалению, мы продолжаем пожинать плоды концепции Закона о ломбардах, как Закона об исключительно финансовой организации, но не о предприятии бытового обслуживания населения, каковым также является ломбард.
5. Пояснительная записка представляется некорректной и в части ссылки на Федеральный закон «О защите конкуренции», как на доказательство того, что ломбард является финансовой организацией. Согласно статье 3 указаного Федерального закона, он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции. Но Федеральный закон «О ломбардах» и Законопроект регулируют иные отношения.
Настораживает и странная торопливость, предусматриваемая Законопроектом: уже до конца текущего года его, судя по тексту, «надлежит» принять, и не предусмотрен переходный период для действующих на сегодняшний день ломбардов. Впрочем, такая спешка «вписывается» в распространенную у коллег версию о заказчике.
ВЫВОД:
Необходимо принять все меры для отклонения законопроекта. Многое зависит от активности наших обращений к лицам, принимающим решения.
Уважаемые коллеги!
Лига ломбардов, безусловно, примет все необходимые меры, чтобы не допустить разгрома цивилизованных ломбардов. Но очень многое зависит и от Вас: власть должна понять опасность законопроекта для граждан России.
Если Вы считаете нужным высказаться по затронутой проблеме - направляйте свои обращения, в том числе, телеграммы, в Государственную Думу, Совет Федерации, а может быть — и Президенту.
Лига ломбардов