26 февраля 2019 г.

/ О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней» /


ИНФОРМАЦИЯ

        Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней», предусматривающий существенное усиление административной ответственности в сфере операций с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (см. здесь).

        Так, проект части 1 ст. 19.14 КоАП «Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих» предусматривает наложение административного штрафа, на юридических лиц - от 750 тыс. до одного миллиона рублей (сейчас - от 30 до 50 тыс. рублей).

        Таким образом, для малых предприятий, к которым обычно относятся и ломбарды, предлагаемый законопроектом штраф практически носит «пресекательный» характер, поскольку его применение приведет к прекращению их деятельности.

        Специальных норм для ломбардов законопроект не предусматривает, но по каким-то причинам многие агентства новостей связали законопроект именно с ломбардами, хотелось бы надеяться, что это — случайность.

        В любом случае, принятие законопроекта приведет к усилению «давления» на деятельность ломбардов, теперь не только со стороны ЦБ РФ, но и Пробирной палаты РФ.

       

Лига ломбардов               





20 февраля 2019 г.

/ О лицензировании ломбардов /


ИНФОРМАЦИЯ

        19 февраля 2019 г. Лига ломбардов разослала своим участникам и разместила на официальном сайте Лиги для сведения информацию, об опубликованной на сайте «Российской газеты» статье о законопроекте, возможно, предусматривающем лицензирование «ювелирных ломбардов».

        Однако, ознакомление с текстом и другими материалами законопроекта (http://sozd.duma.gov.ru/bill/643266-7), о котором идет речь показывает, что в законопроекте прямо говорится о лицензировании только двух видов деятельности, которыми не занимаются и не имеют права заниматься ломбарды: деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Как известно, и ОКВЭД у этих видов деятельности принципиально иной, чем у ломбардов.

        Таким образом, по-видимому, «слухи о лицензировании ломбардов сильно преувеличены».

        Кроме того, по информации, полученной в Банке России, законопроект никак не связан с ЦБ РФ.

        При этом «комиссионки», «скупки» и подобные им предприятия, многие из которых якобы занимаются куплей-продажей «ювелирки», а фактически, выдают займы под залог, вполне могут «подпасть» под лицензирование.

        В любом случае, поскольку «нет дыма без огня», Лига ломбардов будет внимательно следить за ситуацией и при необходимости примет меры.

       

Лига ломбардов               





19 февраля 2019 г.

/ Ломбарды будут лицензировать? /


Ломбарды будут лицензировать?!

        На сайте «Российской газеты» размещена статья об инициативе правительственной комиссии по законопроектной деятельности, обязывающей ломбарды и скупки получать лицензии на прием золота и драгоценностей

        https://rg.ru/2019/02/18/novyj-zakon-vvedet-strogie-pravila-dlia-lombardov.html

       

Лига ломбардов               





15 февраля 2019 г.

/ Предельные значения ПСК на II квартал 2019 года /


ВНИМАНИЕ!

Тенденция сокращения предельного значения ПСК для ювелирных ломбардов, к сожалению, продолжается

        Банк России разместил на своем официальном сайте среднерыночные и предельные значения ПСК, которые будут применяться во втором квартале 2019 г. Предельное значение ПСК по потребительским займам с обеспечением в виде залога «иного имущества» (ювелирные изделия и прочее имущество, кроме автотранспортных средств) с 01 апреля 2019 г. уменьшится до 149,672% (в первом квартале 2019 г. эта величина составляла — 150,924%), предельное значение ПСК по потребительским займам с залогом автотранспортного средства с 01 апреля 2019 г., увеличится и составит 91,481% (в первом квартале 2019 г. — 90,384%).

       

        Не забудьте при необходимости скорректировать процентные ставки по займам, предоставляемым с 01 апреля 2019 г., с учетом вышеизложенного!

       

Лига ломбардов               





12 февраля 2019 г.

/ О рассылке участникам Лиги ломбардов /


        Лига ломбардов разослала своим участникам по эл. почте информацию о проблемах, связанных с взиманием процентов за первый и последний день пользования займом ломбардов.

        Участников, не получивших указанный материал, просим направить запрос с указанием регистрационного номера участника Лиги ломбардов на e-mail: medvedeva@ligalomb.ru.

       

Лига ломбардов               





8 февраля 2019 г.

/ Мошенники у ломбарда. Товароведы — будьте внимательны! /


ВНИМАНИЕ!

Мошенники у ломбарда. Товароведы — будьте внимательны.

        В последнее время в Москве и области имели место немало попыток мошенничества следующего характера.

        В ломбард (товароведу-кассиру) звонил человек, представляющийся директором или иным должностным лицом ломбарда и требовал «быстренько» оплатить через банкомат рекламную конструкцию или другую нужную ломбарду вещь. В большинстве случаев такого «директора» разоблачали, как мошенника. Но некоторые работники выполняли «просьбу» директора и проводили оплату. Естественно, деньги «исчезали».

        Уважаемые коллеги, выполняйте «Правила ведения кассовых операций» и будьте бдительны!

       

Лига ломбардов               





29 января 2019 г.

/ Об Указании Банка России от 17 октября 2018 года № 4937-У /


        Опубликовано Указание Банка России от 17.10.2018 г. № 4937-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание), которое вступает в силу 23 марта 2019 года. см. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316233/.

        Указанием устанавливается новый порядок направления некредитными финансовыми организациям ФЭС в Росфинмониторинг. Изменения касаются в основном информации, направляемой организациями в связи со ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (связанной с противодействием ФРОМУ), а также в связи с реабилитацией т.н. «отказников».

        Вместе с тем согласно абз. 2 пункта 4 Указания: «ФЭС, содержащее информацию о результатах проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ и (или) результатах проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ, должно направляться НФО в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней после дня окончания каждой из этих проверок» - это может означать, что НФО будут обязаны направлять отчеты в Росфинмониторинг о результатах проверок не как сейчас - не реже одного раза в три месяца - а после опубликования каждого «Перечня террористов» (обновляется практически каждую неделю), «Перечня ФРОМУ» (пока такой перечень был опубликован один раз — 07 ноября 2018 года) и Списка лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества (пока публикуется нерегулярно), то есть, фактически, каждую неделю.

        Если это действительно так, то по нашему мнению, это существенно увеличит регулятивную нагрузку на ломбарды.

        Лига ломбардов в ближайшее время направит соответствующее обращение в Банк России.

        Пока до вступления в силу Указания (т.е. до 23 марта 2019 года) ничего не меняется, формы ФЭС и сроки их направления остаются прежними.

        После вступления Указания в силу в срок до 23 июня 2019 года необходимо будет внести изменения в ПВК по ПОДФТ/ФРОМУ. Лига ломбардов, как обычно, заблаговременно разработает соответствующий проект и направит его участникам, о чем мы сообщим на нашем сайте www.ligalomb.ru.

        Лига ломбардов следит за ситуацией и обязательно будет оповещать участников о развитии событий в сфере ПОД/ФТ.

       

Лига ломбардов               





28 января 2019 г.

/ Вступила в силу норма закона № 554-ФЗ о необходимости указания... /


ВНИМАНИЕ!

        28 января 2019г, т. е. сегодня, вступила в силу норма закона № 554-ФЗ, устанавливающая необходимость указания на первой странице индивидуальных условий договора потребительского займа, заключаемого на срок не превышающий одного года, условия о том, что не допускается начисление требований (кроме суммы займа) к заемщику после того, как сумма начислений по договорам займа достигнет двух с половиной размеров суммы предоставляемого займа. Подробнее - см. в рассылке от 25.01.2019 г.

       

Лига ломбардов               





25 января 2019 г.

/ Дополнение к информации о Законе от 27.12.2018 года № 554-Ф /


Информация
[Дополнение к информации о Законе от 27.12.2018 года № 554-Ф]

        В дополнение к информации, разосланной участникам Лиги ломбардов 14 января 2019 года сообщаем, что:

        1. В соответствии с Законом №554-ФЗ с 28 января 2019 года по договору потребительского займа срок возврата по которому на момент его заключения не превышает одного года (т.е. практически по всем договорам займа ломбардов!) не допускается начисление требований* (кроме суммы займа) к заемщику после того, как сумма указанных начислений достигнет двух с половиной размеров (250%) суммы предоставленного займа.

        Условие, содержащее соответствующий запрет с 28 января 2019 года, подлежит указанию на первой странице договора потребительского займа перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.

        2. С 01 июля по 31 декабря 2019 года, включительно, по договорам потребительского займа, заключенным в указанный период, по которым срок возврата займа на момент его заключения не превышает одного года, не допускается начисление требований к заемщику, после того, как сумма указанных начислений достигнет двукратного размера (200%) суммы займа.

        Условие, содержащее соответствующий запрет, подлежит указанию на первой странице договора потребительского займа перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.

       

        Таким образом Закон №554 -ФЗ вносит в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» изменения, в т.ч. предусматривающие постадийное ограничение требований к заемщику с двух с половиной размеров (250%) суммы займа, начиная с 21 января 2019 года, до полуторакратного размера(150%) суммы займа, начиная с 2020 года.

       

        * требования к заемщику, кроме процентов, и, по нашему мнению, неустойки, для ломбарда запрещены ст.8 Закона «О ломбардах»).

       

Лига ломбардов               





23 января 2019 г.

/ Важное письмо Минфина РФ /


Информация
(Важное письмо Минфина РФ)

        Предлагаем ознакомиться с ответом Минфина РФ (от 26.12.2018 № 01-02-03/03 — 94943) на запрос Депутата Госдумы РФ, Председателя Экспертного совета по небанковским кредитным организациям при Комитете Государственной думы по финансовым рынкам Е.Б. Шулепова (см. здесь)

       

        В ответе прямо указано, что «при предоставлении и погашении займов не для оплаты товаров, работ, услуг (нецелевых займов) у организации отсутствует обязанность применять ККТ»

        Это - первое известное Лиге ломбардов письмо Минфина РФ, где прямо и однозначно указано, что при расчетах по займам, предоставленным не для оплаты товаров (работ, услуг), которые, по общему правилу, предоставляют ломбарды, не требуется применять ККТ.

        Таким образом, из ответа Минфина РФ следует, что ломбарды при предоставлении и погашении обычных займов, не должны применять ККТ не только до 01 июля 2019 года, но и после этого периода. Исключением являются редчайшие для ломбардов случаи выдачи целевых займов для оплаты товаров, работ, услуг, например по заявлению инициированному заемщиком.

        Наличие письма Минфина РФ — это хорошо, но письмо ведомства не является нормативным правовым актом , кроме того, оно не адресовано налоговикам, к тому же позиции ведомств иногда меняются. Потому желательно добиться, чтобы Минфин РФ совместно с ФНС РФ довел вышеуказанную правовую позицию до территориальных налоговых служб.

       

Лига ломбардов               





17 января 2019 г.

/ Появилась новая версия Программы-анкеты /


        В связи с многочисленными запросами сообщаем:

        На сайте ЦБ в разделе "Личный кабинет участника информационного обмена" появилась информация, что обновлена программа-анкета подготовки электронных документов для ломбардов - версия 2.16.3, сборка 1.3.04.5 от 16 января 2019 г. (далее - Программа-анкета)

        В электронную форму «Отчет о деятельности ломбарда (ОКУД 0420890)» в поле «по состоянию на» добавлена дата – 31 декабря 2018 г.

       

Лига ломбардов               





15 января 2019 г.

/ Об информационной рассылке Лиги ломбардов /


        Лига ломбардов направила своим участникам Рекомендации ломбардам в связи с размещением в Личных кабинетах на портале Росфинмониторинга Информационного сообщения Росфинмониторинга от 29 декабря 2018 года «Об использовании результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма»

        Участников, не получивших указанный материал, просим направить запрос с указанием регистрационного номера участника Лиги ломбардов на e-mail: medvedeva@ligalomb.ru

       

Лига ломбардов               





14 января 2019 г.

/ 27 декабря 2018 года подписан Федеральный закон № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях /


        27 декабря 2018 года подписан Федеральный закон № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Закон вступает в силу 27 января 2019 г., за исключением пунктов 2 и 3 ст. 1 Закона.

        Основные новеллы нового закона:

        1. Уточнено понятие «профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов» - в т.ч. исключены займы, предоставляемые работодателем работнику; займы предоставляемые физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) коммерческой организации.

        2. С 01 июля 2019 г. процентная ставка по договору потребительского займа не может превышать 1% в день (по-видимому, для подавляющего большинства ломбардов эта норма «экономической угрозы» не представляет).

        3. С 01 января 2020 г. установлено правило, согласно которому не допускается начисление требований к заемщику по потребительскому займу сроком не более одного года после того, как сумма превышения требований кредитора к заемщику над суммой выданного займа достигнет 150% суммы предоставленного займа (что для займов ломбардов нереально).

        Условие, содержащее соответствующий запрет с 01 января 2020 года, подлежит указанию на первой странице договора потребительского займа перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа (в какой форме — закон не устанавливает).

        4. Кроме того, установлены особенности условий договора потребительского займа без обеспечения, а также внесены изменения в Федеральный закон от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», которые на деятельность ломбардов не распространяются.

        Предварительный анализ Закона дает основания предполагать, что он может оказать заметное негативное воздействие на деятельность тех участников рынка микрофинансирования, которые выдают займы без обеспечения, при этом практически не затронет ломбарды, которые по определению, выдают займы под залог (а скорее — повысит конкурентоспособность ломбардов). Тем не менее, ломбарды, естественно, должны учитывать и выполнять требования нового Закона, в части на них распространяющейся.

       

Лига ломбардов               





Уважаемые коллеги и друзья!

Пожелаем друг другу в Новом году смягчения регулятивной нагрузки со стороны нашего основного надзорного органа, тем более ЦБ РФ, кажется, начинает понимать, что иначе рынок может быть практически загублен.

В декабре 2018 года окончательно принято Указание Банка России о переносе перехода ломбардов на ЕПС с 2019 на 2022 год — и это отличный подарок нашему бизнесу.

Нам предстоит непростой 2019 год - встретим и проведем его с надеждой на лучшее.

Пусть удача и счастье сопутствуют Вам в Новом году!

С Новым Годом!


Президент
НО «НП «Лига ломбардов»
М.Е. Унксов
Исполнительный директор
НО «НП «Лига ломбардов»

А.Г. Томсон







29 декабря 2018 г.

/ О Сводном плане проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. /


        На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/) можно ознакомиться со Сводным планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

        Не упустите возможность заранее узнать о планируемой проверке Вашего ломбарда.

       

Лига ломбардов               





12 декабря 2018 г.

/ Об отправке ответов на "Массовую рассылку по П-550" /


        Т.н. «Массовая рассылка» - это элемент процедуры информационного обмена, предусмотренной Федеральным законом №115-ФЗ, согласно которой Банк России сообщает НФО информацию о т.н. "отказниках" (подробнее- см. пп. 4.1-4.2 проекта ПВК по ПОД/ФТ, рассылаемых Лигой участникам), а НФО (включая ломбарды) обязаны принять эту информацию и в срок не позднее одного рабочего дня сообщить об этом путем формирования ответного сообщения в Личном кабинете на сайте Банка России (инструкцию и программу-анкету для подготовки ответного сообщения на "массовую рассылку" можно скачать по ссылкам, указанным в письме ЦБ, отправленном ломбардам через ЛК 03.12.2018, "О размещении в личные кабинеты НФО электронных документов, предусмотренных Положением Банка России № 639-П").

        Данная норма действует и включена в ПВК достаточно давно, однако практически применять ее Банк России начал только сейчас.

        К сожалению, технические вопросы формирования ответных сообщений и расшифровки файлов не вполне в нашей компетенции, поэтому пока мы можем только порекомендовать обратиться в тех. поддержку, и не сможем проконсультировать вас по техническим проблемам.

        В случае получения Лигой какой-либо дополнительной информации мы обязательно сообщим об этом участникам.

       

Лига ломбардов               





11 декабря 2018 г.

/ Об отправке ответов на "Массовую рассылку по П-550" /


        В связи с многочисленными обращениями по проблемам с подготовкой ответов на "Массовую рассылку по П-550", можем порекомендовать заново скачать Программу-анкету. Новый файл формирует уведомление о принятии ЭС без ошибок.

       

Лига ломбардов               





6 декабря 2018 г.

/ Ломбарды переходят на ЕПС только с 2022 года! /


СРОЧНАЯ НОВОСТЬ

Ломбарды переходят на ЕПС только с 2022 года!

        Указание Банка России от 12.11.2018г № 4966-У «О применении отдельных нормативных актов Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности» [см. здесь] зарегистрировано в Минюсте 03.12.2018г.

Согласно Указанию, Положение Банка России от 25 октября 2017г № 614-П, предусматривающее переход, в т.ч. ломбардов, на новый план счетов применяется, начиная с составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за первый квартал 2022 года! (А не первый квартал 2019г, как предусматривалось).

Спасибо Банку России и выражаем надежду, что в 2019 году регулятивная нагрузка на ломбарды со стороны основного регулятора ломбардов не усилится, а ослабнет.

Лига ломбардов будет добиваться этого!

       

Лига ломбардов               





29 ноября 2018 г.

/ О новой версии HelpCards самоконтроля /


Уважаемые коллеги.

        Лига ломбардов по просьбе Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва доводит до Вашего сведения, что актуализированная версия HelpCards самоконтроля по соблюдению ломбардами требований законодательства Российской Федерации о ломбардах и о потребительском кредите (займе) размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Финансовые рынки», «Надзор за участниками финансовых рынков», «Микрофинансирование».

        С помощью HelpCards ломбарды могут проверить соблюдаются ли ими требования надзорного органа при оформлении залоговых билетов и индивидуальных условий договора потребительского займа (в части, содержащейся в HelpCards).

       

Лига ломбардов               





21 ноября 2018 г.

/ Ответ Департамента микрофинансового рынка Банка России на запрос Лиги ломбардов /


        В Лигу ломбардов поступают вопросы о том, как ломбарды могут распорядиться имеющимся у них в собственности недвижимым имуществом с учетом ограничений осуществления «иной предпринимательской деятельности», предусмотренных частью 4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах».

        Поскольку информация о правоприменительной практике в это вопросе практически отсутствует, Лига ломбардов обратилась с запросом в Банк России (см. здесь) и получила ответ Департамента микрофинансового рынка Банка России (см. здесь).

        Из ответа следует, что ломбард не в праве сдать помещение в аренду даже на короткий срок (два-три месяца), но может продать помещение по договору купли-продажи.

        Кроме того, в ответе содержится информация о проекте изменений в законодательстве РФ, которыми предусматривается расширение полномочий ломбарда в части возможности сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества и осуществления деятельности банковского платежного агента. Однако, по мнению Лиги ломбардов, такое «послабление» ломбарды получат в лучшем случае не ранее второй половины 2019 года.

        Лига ломбардов благодарит Департамент микрофинансового рынка за развернутый ответ, полезный для участников рынка.

       

Лига ломбардов               





16 ноября 2018 г.

/ Предельные значения ПСК на I квартал 2019 года /


ВНИМАНИЕ!

Предельное значение ПСК для «ювелирных» ломбардов снова уменьшится

        Банк России разместил на своем официальном сайте среднерыночные и предельные значения ПСК, которые будут применяться в первом квартале 2019 г. Предельное значение ПСК по потребительским займам с обеспечением в виде залога «иного имущества» (ювелирные изделия и прочее имущество, кроме автотранспортных средств) с 01 января 2019 г. уменьшится до 150,924 % (в четвертом квартале 2018 г. эта величина составляла — 157,703 %), предельное значение ПСК по потребительским займам с залогом автотранспортного средства с 01 января 2019 г., также уменьшится и составит 90,384 % (в четвертом квартале 2018 г. — 94,551 %).

       

        Таким образом, предельно допустимая процентная ставка по потребительским займам на I квартал 2019 г. (т.е. с 01 января по 31 марта 2019 г.) составит:

        1) для ломбардов, принимающих в залог «иное имущество», в т.ч. ювелирные изделия:

        - предельное значение ПСК — 150,924 %;

        - предельная процентная ставка, исчисляемая из расчета на один календарный год (конкретная процентная ставка из расчета на один календарный год обязательно указывается в залоговом билете в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ломбардах») — 150,924 %.

        2) для автоломбардов:

        - предельное значение ПСК — 90,384 %;

        - предельная процентная ставка, исчисляемая из расчета на один календарный год (конкретная процентная ставка из расчета на один календарный год обязательно указывается в залоговом билете в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ломбардах») — 90,384 %.

       

        Не забудьте при необходимости скорректировать процентные ставки по займам, предоставляемым с 01 января 2019 г., с учетом вышеизложенного!

       

Лига ломбардов               





14 ноября 2018 г.

/ О заседании Экспертного совета /


        13 ноября 2018 г. в Государственной Думе РФ состоялось заседание Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку. Кроме членов Экспертного совета в работе заседания участвовали представители Банка России, Минфина РФ, Росфинмониторинга и других ведомств.

        Вел заседание Председатель Экспертного совета, депутат Государственной Думы РФ Е.Б.Шулепов.

        Рассматривались вопросы регулирования и развития разных секторов рынка микрофинансирования, в т.ч. ломбардов.

        В части, касающейся ломбардов, была обозначена тенденция «сжатия рынка», ухода из него заметной части игроков на фоне усиливающейся регуляторной нагрузки ЦБ РФ, неоднозначных новаций Федерального закона о ККТ и отсутствия единого подхода к правоприменению этих новаций, недобросовестной конкуренции бурно развивающихся «псевдоломбардов» (скупок, комиссионных магазинов и пр.,), давались замечания и предложения по конкретным законам и иным актам, относящимся к деятельности ломбардов. В то же время была выражена благодарность Банку России за намерение перенести дату перехода ломбардов на ЕПС и ОСБУ с 2019 г. на 2022 г. (признаков того, что Банк России «передумает» на заседании Экспертного совета не замечено).

        Представитель Банка России подтвердила, что ломбарды рассматриваются, как важный элемент, обеспечивающий доступность финансовых услуг.

        Замечания и предложения участников заседания, в т.ч. представителя Лиги ломбардов, предполагается внести в Протокол и использованы в работе Экспертного совета.

       

Лига ломбардов               






13 ноября 2018 г.

/ Фальшивки ! /


Появилась новая информация о фальшивых ювелирных изделиях [см. здесь].




17 октября 2018 г.

/ О позиции Лиги ломбардов по проекту Указания Банка России /


        Предлагаем ознакомиться с позицией Лиги ломбардов по проекту Указания Банка России, предусматривающего внесение изменений в Положение Банка России от 25 октября 2017 г. № 612-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями» (далее — Проект Указания), в части переноса начала перехода ломбардов на ЕПС и ОСБУ на 1 января 2022 г.


       

        Лига ломбардов, в состав которой входит более половины организаций России, занимающихся деятельностью ломбардов, выражает одобрение и согласие с Проектом Указания по следующим причинам:

        - наиболее значительное число ломбардов, особенно работающих в регионах РФ, ведут свою деятельность в небольших населенных пунктах, численность населения которых не обеспечивает возможность получения ломбардами достаточных средств, позволяющих: приобрести программное обеспечение, необходимое для перехода на ЕПС и ОСБУ, производить дополнительные затраты на оплату бухгалтера, владеющего ЕПС либо на плату аутсорсинговой фирме. При штате организации 2-4 работника (включая АУП) и в условиях значительного увеличения регулятивной нагрузки, по нашей оценке, переход на ЕПС в 2019 г. привел бы к уходу с рынка более 50% ломбардов в том числе, даже небольших сетей, которые в условиях, связанных с трудностью получения банковского кредита «до зарплаты» в небольших суммах, и высокой стоимостью таких займов в МФО и МФК, являются наиболее доступным источником получения денег, что значительно снижает социальную напряженность в условиях затяжного кризиса.

        - существующие на рынке программные продукты для ломбардов, заявленные как «решения» по переходу ломбардов на ЕПС, хотя и существенно продвинулись в последнее время, но корректно не решают многих задач бухгалтерского учета в ломбарде. В частности, это связано с недостаточной проработкой функционала операций ломбарда, что объясняется недостаточным знанием особенностей деятельности ломбардов.

        - по имеющимся у Лиги ломбардов сведениям, не менее 40% бухгалтеров с ломбардов были готовы уволиться с работы в случае обязательного перехода на ЕПС 01.01.2019 г. Еще большее количество ломбардов могут к перейти в «серую зону» - деятельность по выдаче займов под видом других сделок: по договору купли-продажи, с возможностью прекращения договора и оплатой процентной неустойки или процентной платы за хранение (скупки) либо по договору комиссии, с авансом (аналог займа) и возможностью расторжения с аналогичными «скупке» платежами. Такие организации, во-первых, неподнадзорны Банку России, следовательно переходить на ЕПС не будут, вместе с тем, они имеют право использовать упрощенных режим налогообложения, что дает им большие преимущества, которые становятся огромными, при переходе ломбардов на ЕПС. В настоящий момент борьба с «нелегальными кредиторами», мягко говоря, неэффективна, но есть надежда, что за 3 года будут найдены и внедрены соответствующие нормы противодействия такому кредитованию.

        - к сожалению, ряд организаций уже потратили средства на приобретение «сырых» программных продуктов и время на иногда не слишком полноценное обучение переходу на ЕПС и ОСБУ. Очевидно, что к 2022 году приобретенное ПО в значительной степени потеряет актуальность. Однако, во-первых, такие траты понесло незначительное число ломбардов, во-вторых, такие расходы смогли себе позволить только наиболее «богатые» ломбарды, для которых эти затраты не являются критичными, а, в-третьих, ажиотаж, связанный со скорым переходом на ЕПС пройдет, за три года в ПО для ломбардов будут в основном устранены недочеты, а его стоимость, по-видимому, заметно снизится. Приобретенные опыт и знания по ЕПС хотя бы частично сохранятся.

        - ситуация, связанная с уходом небольших ломбардов и сетей, способствовала бы монополизации рынка несколькими крупными сетями, не заинтересованными в развитии услуг ломбарда в небольших населенных пунктах.

        Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод:

        Регулирующее воздействие Проекта Указания, предусматривающего перенос срока перехода ломбардов на ЕПС, оценивается, безусловно, положительно. Указание позволит замедлить существующую тенденцию стагнации бизнеса и предотвратить монополизацию рынка ломбардов России.

Президент
НО «НП «Лига ломбардов»

М.Е. Унксов







15 октября 2018 г.

/ Лига ломбардов направила своим участникам проект Правил внутреннего контроля /


        Лига ломбардов направила своим участникам проект Правил внутреннего контроля, разработанный в связи с изменениями в Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ (далее - Закон), вступившими в силу 23 июля 2018 года.

        Участников, не получивших указанный материал, просим направить запрос с указанием регистрационного номера участника Лиги ломбардов на e-mail: medvedeva@ligalomb.ru

       

Лига ломбардов               





12 октября 2018 г.

/ О переносе начала перехода на Единый план счетов ломбардами /


Срочная новость!

        Банк России разработал и опубликовал на своем сайте проект Указания (см. здесь и здесь) (http://www.cbr.ru/analytics/?Prtid=project), предусматривающего перенос начала перехода на Единый план счетов ломбардами с 01 января 2019 г. на 01 января 2022 года . Также перенесены сроки начала перехода на ЕПС некоторых других НФО .

        Издание Указания планируется в 4 квартале 2018 г., вступление в силу — с 01 января 2019 года. Будем надеяться, что Указание вступит в силу. (Наш источник в Банке России подтвердил, что вступление в силу проекта Указания, размещенного на сайте Банка России в целях оценки регулирующего воздействия, вполне реально).

       

Лига ломбардов